14/88! Речь пойдет о фестивале СВАРОЖЕ КОЛО, прошедшем 18 августа 2007 года в городе Севастополь. Сразу скажу, что об этом мероприятии известно было еще весной и что его с нетерпением ожидали множество людей из Black Metal, NSBM и WP субкультур. По своему опыту знаю: сам еще за неделю уже считал часы до долгожданного отъезда. Впрочем, не считаю нужным здесь останавливаться на сугубо личных моментах: приезд, вокзал, отель… питие пива... знакомство с героическим городом, в XIX веке выдержавшем натиск турецких бусурман (город красив, это правда… если б не жарища. Ад такой, что днем выйти на улицу – акт мазохизма).
Проходил фестиваль в здании местного кинотеатра «Севастополь». Как это часто бывает на таких мероприятиях, началось все примерно на час позже, чем было запланировано (хвала распиздяйству!) так что до того момента, когда начали впускать в помещение, было время понаблюдать за собравшейся аудиторией (как всегда, это были преимущественно Black металлисты и Skinheads, хотя забавно было увидеть нескольких ублюдочного вида готов с блядьми (какого черта они там забыли, а?) и такую мерзость, как антифа (трое наркоманов с параметрами метр восемьдесят рост/сорок килограмм вес; неспроста они там объявились – мероприятие проходило под милицейским контролем, и о готовящихся провокациях со стороны «веселых дубинок» знали уже заранее. Так что, увы, антифозники выжили… впрочем, иначе бы они и на километр к кинотеатру не приблизились, ежели б не ментовская поддержка). Само действо началось около 18.00 с появления на сцене четверых длинноволосых субъектов в корпспэйнте (оная раскраска с ходу вызвала ощущение этакой скептической настороженности – ну НЕЛЬЗЯ группе, претендующей на серьезность, ТАК наплевательски небрежно гримироваться!!!) Сей коллектив был предварительно объявлен как молодая херсонская команда GJALLARHORN. Сам я до фестиваля ни разу не слышал их материал, знал только, что орда играет якобы Nordic Black Metal… ну – ну… Увы, материал оказался немногим лучше их грима. Даже не будем останавливаться на саунде (гитара в одном экземпляре привела к катастрофической нехватке мощности звука) – сама музыка представляет собой попросту сваленные в одну эклектичную кучу риффы/ударные построения, сто лет назад многократно использованные SATYRICON, IMMORTAL, TAAKE, KAMPFAR и множеством других грандов Культа. Своего – НОЛЬ. Банально до неприличия… Отыграла группа песен пять (на английском и украинском языках… судя по названиям песен, GJALLARHORN следуют пути Нордической Веры, впрочем… так же неубедительно, как и все остальное), последней вещью стал кавер IMMORTAL “Beyond The North Waves” в украиноязычной версии. Не так уж плохо (во всяком случае, трэк был воспринят залом получше, чем предыдущие «опусы»), но все же предпочтительнее будет послушать оригинал (атмосфера которого была насмерть убита отсутствием в кавере морозного арктического дыхания клавишного вступления – в этой песне оно просто НЕОТЪЕМЛЕМО). Вывод: оценка группе – твердый крюк двойки (веревку для повешения прицепить на крюк по своему усмотрению, хотя это милосерднее, чем дракуловский кол единицы). И не потому, что они неинтересны музыкально (лучше в очередной раз послушать тот же KAMPFAR). Дело в другом: механически слепить «целое» из чужих риффов и текстовых клише, не вложив в «творение» ни унции ДУШИ – это и есть профанация КУЛЬТА, коим есть и ДОЛЖЕН БЫТЬ Arisk Black Metal. И здесь двух мнений быть не может.

…Итак, херсонцы покинули сцену. Дальше – одесская РЕАНИМАЦИЯ. Хм. По правде сказать, название группы поначалу насторожило очень многих. Ассоциации возникали в основном две: или ультра-брутальный хирургический Deathcore, повествующий о психически нездоровых медработниках и методике потрошения человеческой плоти… или же (прости господи))) разные арии, коррозии да прочие кипеловы с собутыльниками. Хотя, организатор концерта перед программой группы пролил свет на смысл названия, оказавшегося вполне логичным (РЕАНИМАЦИЯ = оживление, воскрешение… причем здесь можно уловить и подтекст/ нюанс: реанимация является неотложным и экстренным возвращением к жизни, что отражает нынешнее трагичное статус кво, когда Расовое Сознание может быть возрождено ТОЛЬКО радикальными мерами). Впрочем, я отвлекся. О музыке: после короткого балладного интро РЕАНИМАЦИЯ обрушила на зал лавину мощного, драйвового и одновременно прочувствованно - мелодичного Slavonic Pagan Metal с преимущественно чистым вокалом и патриотической лирикой (о лирике – пару слов чуть ниже). Стоит особо отметить превосходные полубалладные композиции (особенно «Вальхалла»: бесспорный шедевр!) и исполненную в Metal – версии песню… «Маруся» из классического фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (!!! – представили угар?!) – вот уж это вызвало бурный восторг публики и разухабистый слэм Skinhead – аудитории (впрочем, упомянутый слэм сопровождал практически все выступление РЕАНИМАЦИИ).
А теперь – обещанные пара слов о текстах песен. Как раз этот момент вызвал не самые приятные эмоции. Нет, все вроде бы основательно… но вот когда песни касались темы Второй Мировой войны – тут же красной линией рябила анти – германская ориентация группы (особенно в композиции «Сталинград»). Нечто в духе «…и жжет и бьет врага стальная наша вьюга… артиллеристы, Сталин дал приказ». Я понимаю, история не терпит сослагательных наклонений, но… на мой взгляд, те же NOKTURNAL MORTUM в своей «Вкус Победы» максимально четко выразили правильную объективную позицию относительно той войны, а подобные «Сталинграду» экзерсисы как – то отдают гаденьким душком антифа и узколобого шовинизма а – ля «ненавижу немцев, они моего дедушку убили» (а как же тогда с этим стыкуется упомянутая «Вальхалла»?). Собственно, это и было ложкой дегтя в бочку РЕАНИМАЦИИ. В остальном – очень хорошо. Очень.
Следующим стало выступление известной группы ЧУР. Впрочем, слово «группа» не совсем подходит, так как их лидер, Рудый Чур, представлял проект на сцене в одиночестве как гитарист и вокалист (партии остальных инструментов – в записи), что не оказало негативного влияния на мощность и чистоту звука. Полагаю, большинству из читающих музыка ЧУР знакома – Pagan Metal с основательным фольклорным фундаментом; программа выступления состояла из совершенно новых песен, предназначенных для грядущего альбома (с другой стороны, немного жаль… до последнего надеялся услышать «Herr Mannelig», черт возьми…) Особо запомнилась песня «Иду На Вы!», посвященная уничтожению Святославом хазарского города Итиль, и композиция, основанная на текстах древних ритуальных заговоров на удачу в бою. И нельзя не упомянуть о кавере «Дид – Дуб – Сноп» ТЕМНОЗОРЬ, исполненном в украинской версии. Кстати, на этой песне на сцене впервые появился как guest – вокалист Eisenslav (он исполнил партии Black Metal вокала) – это было его первое, но далеко не последнее появление в этот вечер…

…и следующий выход на сцену не заставил себя ждать – следом за ЧУР выступали киевляне СВАРГА. Эта NSBM бригада уже достаточно известна как по альбомам, так и благодаря живым выступлениям – тяжеловесная, монолитная и яростная Black Metal атака с качевыми риффами, атмосферными проходами и клавишными аранжировками в стилистике раннего EMPEROR… но появилось и кое – что новое: к группе присоединился упомянутый Eisenslav из состава КРОДА, сменив предыдущего вокалиста. Явно сие пошло СВАРГЕ на пользу: Harsh Grim вокал Eisenslav’а НАМНОГО больше подходит стилю банды, чем скриминг предыдущего участника. Более сурово, грубо и воинственно… сравнивая это выступление с виденными мною ранее, скажу, что мощь группы возросла многократно. Не только музыкально: новый вокалист отредактировал некоторые из текстов, и эти вроде бы небольшие изменения придали новое прочтение лирике, избавив ее от элементов узко-шовинистического национализма и вдохнув кислород Высокого Расового Мировоззрения.
Отыграла СВАРГА как свои классические трэки с «Символа Воли» и «Явь Воздымает», так и новые, еще нереализованные композиции (особенно запомнилась «Пусть Закипает Кровь»), а также два кавера: «Вранакрик» того же ТЕМНОЗОРЬ (исполненный дуэтом с вокалистом HAGL, где хриплый вокал Eisenslav’а переплелся с пронизывающим скримом) и HONOR “Invaders”, к сожалению, по техническим причинам исполненный без вокала.

А вот теперь пора вспомнить нечто противное. Дело в том, что после выступления киевлян началось то, что в народе именуется непереводимым на иностранные языки словом «Гондурасиво». Появившийся на сцене ведущий объявил, что концерт будет существенно сокращен в связи с НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ требованием АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА (!) Нетрудно догадаться, откуда росли ноги с прочими отростками/ огузками: как я уже упоминал, и на улице, и в зале мероприятие усиленно «охранялось» патрулями «доблестной» милиции. Причем не сопляками из патрульно – постовой службы: видать, «разгул фашизма» стоял кому – то костью в глотке, если по кустам в засаде сидели майоры и полковники, а курировал все дело мусорила с о-оч-чень большими звездами на погонах… обычно так происходит только в случаях особо важных контр-террористических операций. Что ж, ZOG живет и дышит.
Так или иначе, но настроение зала сильно упало… да и выступления дальнейших участников действительно были существенно скомканы.
Вслед за СВАРГОЙ – российская (г. Тверь) команда HAGL. Какой – то дикий, разнузданный Black Metal психоз с рваными рифами, безумной скоростью и истерически верещащим вокалом… ассоциации возникают со старым альбомом “Jormundgand” норвежцев HELHEIM (слыхали этот пиздец?), только во сто крат психованее благодаря своей рваности. Надо сказать, что активность публики во время их выступления была не очень (видать, такая музыка способна зацепить только особых блэк метал маньяков… типа автора этих строк ) Последней песней их выступления стала композиция M8L8TX «Черным Крылом», на которой опять потребовался бэк – вокалист… догадайтесь, кто им был? Правильно, тот же Eisenslav. Явно он стал самым активным участником феста, что было отмечено и ведущим мероприятия.

Затем на сцену вышла львовская группа RUINA. Эта сравнительно новая, но уже зарекомендовавшая себя команда является проектом человека под именем Viterzgir. Ставим группе твердое «отлично». Сырая, жесткая, атмосферная и злобная музыка, еще одна боевая единица в обойму украинских команд как ASTROFAES, KHORS, HATE FOREST, DRAGOBRATH… Подробнее остановимся на концепции RUINA: язвительный, горький и злой взгляд на современного человека, на жалкий выродившийся выкидыш некогда великого Рода Арийской Расы, Рода Славян. «Україна – це велика РУЇНА», «Дерево Роду Гниє» - эти фразы можно назвать ключевыми в идеологии проекта. Увы, по означенным выше причинам отыграли они только четыре песни вместо шести: так и не прозвучала особо ядовитая «Быдло Sapiens». А жаль… Вот, как по мне, ЯЗВА – именно это, а не горячечный онанизм известного борзописца игоря наумчука (lucifugum) и иже с ним кодла словоблудов – подражателей.

Времени оставалось все меньше. Стрелки часов, ревматически кряхтя, подбирались к 23.00 – моменту насильственного окончания феста. Предпоследними выступали THUNDERKRAFT – известная группа в стиле NS Deathcore. Хорошо отыграли – крепкий, весьма брутальный, качевый материал с присущими им элементами Electro Industrial, придающими грубому дэзкору оттенок космической атмосферности.

… И вот так получилось, что одним из хэдлайнеров – КРОДА – осталось на все про все менее 15 минут. Я думаю, музыку группы представлять не стоит, дуэт Eisenslav’а и Viterzgir’а уже давно и основательно известен. Уникальность ситуации заключалась в том, что это стало первым живым выступлением группы, созданной изначально как 100% студийный проект и многократно отрицавшей саму возможность живых выступлений. И тем не менее – произошло!
Итак, из мрака явились Eisenslav (уже снаряженный в шипы), Viterzgir и взявшие на себя роль сессионщиков музыканты RUINA. Зал буквально взорвался!... Скажу, что хоть КРОДА и отыграла всего – то полторы песни («Як Сталь Співала У Пожарах» и две трети «З-за Обрію…», после чего аппаратура была резко выключена, издав напоследок мерзкий звук) – но как сыграла! отдача от зала была 114,88%! Подпевали ТАК, что периодически перекрывали саму музыку и вокал. Так что первый опыт можно считать удавшимся. Уверен, дальнейшие выступления будут еще сильнее. КРОДА вживую сильно отличалась от того же материала в альбомной версии: прозвучали песни более свирепо, сыро и жестоко, ближе к звуку последнего альбома “Fimbulvinter” – творения с цветистого, «весеннего» «...Небокрая» окрасились угрюмыми тонами Зимы, пронзившись первозданной колючей злобой и льдистым туманом мрака северного Black Metal ранних 90-х.

Вот уж кому не повезло, так это группе ИВАН ЦАРЕВИЧ – они вообще не успели выступить. Воистину горькая судьба – судьбинушка: в удушливом пекле зала вырядиться в какие – то кожано–меховые наряды скоморохов – только чтоб сфотографироваться с парой панко-подобных фанов… ГГГ  сам я никогда не слыхал их творений, может когда и приключится оказия. Те, кто слышал, настоятельно рекомендовали их НЕ слушать. 
Фестиваль закончился. Народ устало выдвигается из душегубки зала в прохладу ночи… Впечатление двоякое. С одной стороны вроде как бы состоялось, и состоялось даже неплохо. С другой… Вся эта скомканность оставила препаскудный осадок, когда хочется ругаться, и банальное «Ебала жаба гадюку» уже не поможет, вот «Ебала жаба вторую гадюку, которую вчера не одолела» - это поближе к актуальным эмоциям (есть еще фраза «Ебала бабушка внучат» )). Добавим сюда не самый лучший звук (в сравнении с тем же КОЛОВОРОТОМ громкости не хватало, да и акустика в зале не очень).
Уже позднее я узнал некоторые дополнительные подробности, касающиеся серьезных проколов в организации концерта. Не вдаваясь в детали, скажем так: группы остались недовольны работой организаторов. Учитывая все нюансы, можно говорить о том, что проведение СВАРОЖОГО КОЛА – 2008 находится под большим сомнением, и скорее всего ответом на вопрос станет топорный обух отрицательного НЕТ.
И тем не менее, невзирая на весь негатив, мы можем вспомнить все сильные стороны мероприятия и уверенно сказать: фестиваль СВАРОЖЕ КОЛО – 2007 проведен, группы сработали на уровне, Мистерия свершена, и направленный выброс Энергии нескольких сотен Душ укрепил силы Наших Богов и Предков. СЛАВА РОДУ!

Herr Waldemar,
август 2007 a.y.p.s.

Hosted by uCoz